Главная страница | Репортажи
  РЕПОРТАЖИ
     





От редакции. Жизнь вообще переменчива. А уж на рынке, непостоянном, как ветреная кокетка, перемены – обычное дело. Меняются тренды и тенденции, скачут цены, уходят одни игроки, приходят другие – только успевай узнавать свежие новости. Прокатившийся по миру, как цунами, экономический кризис породил немало подобных новостей и в арматуростроении – в основном, увы, негативного толка. Но кризис отшумел, ситуация постепенно выровнялась. И вот, наконец, появилась новость позитивная. В конце 2010 года произошли кардинальные перемены на одном из крупнейших арматурных заводов – курганском «Икаре». Журнал «АС» получил из надежных источников подробную и достоверную информацию о том, что произошло, и что планируется на этом предприятии в ближайшее время.

   Ю. Жестин

   Стремиться ввысь, к небу, к звездам, к солнцу – это же естественно, как дышать, не правда ли? Покорить вершины, взлететь выше всех – разве не этого должен желать всей душой уважающий себя, гордый и независимый соплеменник Гагарина? А презрение к робко прячущимся в утесах жирным пингвинам привито нам со школьной скамьи. Самодовольная гордость бюргера – не наша гордость!
   Стоит ли удивляться, что древнегреческий миф о гениальном мастере Дедале и сыне его Икаре так популярен именно у нас. Думаю, большинству американцев эти имена вообще ничего не скажут. А более эрудированный европеец, скорее всего, назовет эту грустную историю наглядным доказательством того, что переоценка своих возможностей вредна для дела. Мы же наполнили миф об Икаре такой энергичной героикой, что даже заводы порой называем по имени главного действующего лица.
   Курганский завод трубопроводной арматуры «Икар» – один из крупнейших производителей ТПА в России, входит в первую пятерку по мощностям, выделенным под ее производство. Основанный в 1954 году, в 1992 году «Икар» был акционирован, но вплоть до своего 50-летнего юбилея пребывал в состоянии «колхоза», был «ничьим» – то есть, не имел собственника, на мощности которого мог бы опираться. Понятно, что, как и большинство других арматурных заводов бывшего СССР, он сильно поотстал в развитии от зарубежных коллег.
   В 2004 году контрольный пакет ОАО «Икар» был консолидирован в холдинге «Ространсмаш» (1) Многие помнят широкий размах планов и надежд, которые связывались с появлением Хозяина. У завода будто крылья выросли! Долгожданные преобразования и вправду начались: вкладывались деньги, закупалось оборудование. Но на поверку крылья оказались восковыми. А вложенные деньги – кредитными. Беспощадный кризис вскрыл хрупкость микроэкономики и управленческой конструкции завода. Воск растаял, «Икар» сорвался в пике. В 2009 году объемы производства упали на 44% по отношению к 2008 г., в 1-ом полугодии 2010 года – еще вдвое, и к началу осени ситуация стала совершенно плачевной: трехдневная рабочая неделя, арестованные налоговой инспекцией счета, 15-миллионный долг по зарплате, забастовки. Многие участники рынка ТПА (причем иные – довольно потирая руки) поторопились поставить на «Икаре» крест...
   Не тут-то было! Ситуация вдруг чудесным образом поменялась. Что же произошло?
   А произошло вот что. Завод (совместно со структурами «Ространсмаша») влез в серьезные долги. Одним из крупнейших его кредиторов оказался московский НОМОС-БАНК, входящий в группу ИСТ, в залоге у банка находились 49% акций ОАО «Икар». Не получив вовремя денег, НОМОС-БАНК летом 2010 года обратил взыскание на залог, и реализовал акции «Икара» на публичных торгах, как это и положено по закону. Новые акционеры, оставаясь бенефициарами, управленческие права по своим акциям передали «обратно» НОМОС-БАНКу. А тот, в свою очередь, препоручил функции управления «Икаром» УК «Титран-Экспресс», также входящей в группу ИСТ.

Группа компаний «ИСТ» – один из крупнейших в России частных инвестиционно-промышленных холдингов. Управляет активами в области финансов, добычи драгоценных металлов, транспортного машиностроения, строительства и промышленного инжиниринга. Группа специализируется на промышленном девелопменте – комплексной реализации инвестпроектов от разработки бизнес-идеи до строительства и эксплуатации технологически сложных промышленных производств.
   В настоящий момент в структуру активов, находящихся под управлением Группы, входят такие компании-лидеры в своих отраслях, как «НОМОС-БАНК» (собственный капитал банка по итогам 2008 г. 42,3 млрд рублей), «Ханты-Мансийский банк», «Полиметалл», «Тихвинский вагоностроительный завод» (объем инвестиций в создание завода – порядка $1 млрд), сборочный завод «ТИТРАН-Экспресс». Группе также принадлежат крупные пакеты акций в компаниях «Уралкалий», «Балтийский Лизинг» и ряд активов в сфере промышленного инжиниринга за рубежом.
   За время своего существования ИСТом построены более десятка крупных промышленных объектов, включая рудники, обогатительные фабрики, металлургические и машиностроительные заводы.
   Президент Группы – Александр Несис.

УК «Титран-Экспресс» – управляющая компания Группы «Титран».
   Группа «Титран» создана в 2001 г. на базе промышленной площадки бывшего завода «Трансмаш» в г. Тихвин Ленинградской области. Основным предприятием Группы является ТСЗ «Титран-экспресс», комплексная модернизация производства которого была завершена в 2007 г.
   Группа «Титран» производит:
   
  • продукцию военного назначения (гусеничные ленты для танков);    
  • колесные тележки железнодорожных вагонов;    
  • а также стальное литье и крупные стальные металлоконструкции.
       Численность работников Группы Титран – около 1200 чел. Объем производства промышленной продукции в 2010 г. – около 1,4 млрд руб.
       В настоящее время на площадке Титрана идет строительство нового Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ), который в 2011 году начнет производить грузовые железнодорожные вагоны нового поколения.
  • Цеховой пролет на заводе Икар


       Некоторая замысловатость де-юре не должна никого смущать, это просто дань специфике банковского законодательства. Де-факто всё просто: мы можем смело считать, что 49% акций «Икара» принадлежат НОМОС-БАНКу, а управлять ими будет «Титран-Экспресс». Причем пакет акций, по существу, является контрольным, так как значительная часть из остальных 51% сильно распылена.

    Элемент формовочной линии Омега

       Более того, по косвенным данным можно предположить, что НОМОС-БАНК реально контролирует больший пакет, возможно даже неблокируемый. Действительно, согласно реестру акционеров ОАО «Икар», номинальным держателем 89,8% его акций является ЗАО «Национальный депозитарный центр», остальные 10% распылены. А четыре из семи членов нового Совета Директоров, избранного внеочередным собранием акционеров 29 сентября 2010 года, представляют нового собственника.
       Новый хозяин «Икара» сразу же заявил о заинтересованности в развитии завода и приступил к его реанимации. 6 октября 2010 года генеральным директором Икара был назначен Сергей Бочаров.
       «Икар» инициировал процедуру своего банкротства, и 19 октября было введено наблюдение сроком до 29 декабря 2011 года, что позволило разблокировать счета и начать финансирование текущей деятельности. В 4-ом квартале НОМОС-БАНК влил в оборотные средства «Икара» 120 млн руб. Это всего лишь неотложная помощь – без оборотки производство попросту не может дышать.

    Бочаров Сергей Викторович
    Родился 28 июля 1956 года в шахтерском городе Киселёвск, Кемеровская область.

    Образование:
  • Курганский машиностроительный институт 1973-78 гг., специальность «Автомобили и тракторы».
  • Всероссийская Академия Внешней торговли МВЭС РФ 1996 г., курс «Менеджер по экспорту и импорту».

    Почетные награды:
  • Почетная грамота Российского Агентства по обычным вооружениям (2000 г.).
  • Почетная грамота Министерства обороны Российской Федерации (2005 г.).

    Вехи карьеры:
    1978-1980 гг. – ОАО «Курганмашзавод» г. Курган, инженер, старший инженер автотранспортного цеха.
    1980-1984 гг. – ОАО «Курганмашзавод» г. Курган, заместитель начальника автотранспортного цеха.
    1984-1992 гг. – ОАО «Курганмашзавод» г. Курган, начальник производства транспортно-складских работ.
    1992-1996 гг. – ОАО «Курганмашзавод» г. Курган, начальник транспортного отдела.
    1996-1997 гг. – ОАО «Курганмашзавод» г. Курган, начальник службы внешнеэкономических связей.
    1997 г. – ОАО «Курганмашзавод» г. Курган, заместитель исполнительного директора по снабжению.
    1997-2005 гг. – ОАО «Курганмашзавод» г. Курган, директор по снабжению.
    2005-2007 гг. – ОАО «Курганмашзавод» г. Курган, коммерческий директор.
    2007-2010 гг. – ОАО «Курганмашзавод» г. Курган, директор по обеспечению. 6 октября 2010 г. назначен генеральным директором
    ОАО «Икар» г. Курган.


  • Участок обрабатывающих центров Тревизан

       Здесь необходимо небольшое отступление. Дело в том, что некоторые СМИ в конце прошлого года подняли шум, наскочив с обвинениями на НОМОС-БАНК и губернатора Курганской области Олега Богомолова – мол, «иуды, довели «Икар» до банкротства». Увы, коллегам невдомек, что процедура банкротства – это в первую очередь инструмент финансового оздоровления предприятия, и лишь в самом крайнем случае, если вылечить шансов нет, предполагает ликвидацию. Причем введенный на «Икаре» режим наблюдения – это даже не внешнее управление, при нем все органы акционерного общества сохраняют свои функции. Зато такой режим позволяет как бы «заморозить» просроченные долги, давая возможность их спокойно отрегулировать и пред­отвращая помехи текущей деятельность предприятия.
       Конечно, «Икар» никто ликвидировать не собирается. Наоборот, утвержден весьма оптимистичный бизнес-план на 2011 год, выполнение которого, видимо, будет означать оздоровление завода и снятие наблюдения.
       Судя по результатам 4-го квартала прошлого года, текущие проблемы «Икара» были связаны в первую очередь с дефицитом ликвидности. Вливание оборотных средств немедленно отразилось на объемах производства: если в сентябре произведено продукции на 17 млн руб., то в октябре – уже на 28 млн руб., в ноябре объем составил 47 млн руб., в декабре – около 60 млн руб. На основном производстве вновь, как в лучшие времена, введен трехсменный режим работы, средняя зарплата выросла с 9 до 12 тыс. руб., остановлен отток кадров. Параллельно велась активная работа по организации сбыта на 2011 год.
       Данных за 1 квартал 2011 года на момент написания статьи еще нет, зато есть утвержденный бизнес-план, в котором указано, что среднемесячный объем производства в 2011 году должен вырасти до 130-140 млн руб. (см. табл. 1). Согласно этому документу, за год планируется полностью загрузить мощности завода, что будет означать примерно тот объем в натуральном выражении, который указан в табл. 2.

       Судя по всему, в начале текущего года нормальная жизнедеятельность предприятия была восстановлена, что закреплено в трехстороннем соглашении от 3 февраля 2011 года, с помощью которого новый собственник заручился поддержкой местных властей и профсоюзов.
       Понятно, что на лицах «хорошо осведомленных» читателей после изложенных выше «бравурных реляций» может появиться известный скепсис. Но давайте задумаемся вот над чем. Факт налицо: новый собственник принял решение развивать завод, а не ликвидировать. Причем этот собственник не с Луны свалился и не из Америки прибыл. У  «Титран-Экспресса» есть конкретный положительный опыт эффективного развития российского производства примерно того же масштаба, что «Икар», и схожего профиля – Тихвинского завода транспортного машиностроения. Значит, оптимизм собственника не на голом месте произрастает, есть для него некие рациональные основания. Попробуем их воспроизвести.
       Как может рассуждать тот, кто стал вдруг владельцем «Икара»? Чтобы принять стратегическое решение о судьбе нового актива, он должен сначала оценить ситуацию в долгосрочном ракурсе, не обращая внимания на плачевное текущее состояние, исправить которое не так уж сложно. Итак, что мы с вами имели бы, владея «Икаром»?

    3 февраля 2011 года Курганский завод трубопроводной арматуры ОАО «Икар» подписал трехстороннее соглашение о социально-экономическом партнерстве с Правительством Курганской области и профсоюзом машиностроителей. Свои подписи под соглашением поставили губернатор Курганской области Олег Богомолов, генеральный директор ОАО «ИКАР» Сергей Бочаров, Председатель Курганской областной организации профсоюза машиностроителей Станислав Сорокин.
       Соглашение устанавливает меры по развитию завода в рамках стратегии восстановления, реализуемой новым менеджментом предприятия и Управляющей компанией «Титран-Экспресс», которая была привлечена к управлению заводом.
       В соответствии с соглашением Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области должен осуществлять общую координацию деятельности сторон, оказывать содействие в разработке и реализации мероприятий по сохранению и наращиванию производственного потенциала завода и может привлекать представителей завода для участия в разработке совместных программ.
       Менеджмент ОАО «ИКАР» должен принимать меры по дальнейшему развитию завода, достижению в 2011 г. объёмов производства не менее 1386 млн руб. Соглашением предусмотрены инвестиции на модернизацию и развитие производства в размере 16,050 млн руб. и финансирование мероприятий, направленных на энергосбережение, в сумме не менее 4 млн руб., а также установлены социальные гарантии: количество рабочих мест не ниже 1500, среднемесячная заработная плата не менее 13 тыс. руб.

       Во-первых, бренд! Завод знают, произведенная им арматура работает на сотнях предприятий нефтегазовой промышленности, энергетики, ЖКХ. Одна только «проектная инерция» гарантирует определенный объем сбыта.
       Во-вторых, кадры. «Икар» пребывал в коме не так уж долго, и не успел растерять кадровый потенциал. В условиях острейшего дефицита в стране хороших специалистов это очень важно.
       В третьих, мощности. Процесс технического перевооружения был предыдущим собственником запущен, и «Икар» успел обзавестись весьма ценным оборудованием. Есть у него и прекрасно известные арматуростроителям обрабатывающие центры Trevisan (2), и чуть менее известные, но не менее современные немецкие станки Gildemeister. Головная боль всех российских машиностроителей, литейка, тоже не осталась без внимания. Куплена формовочная линия по альфа-сет процессу (3) с фабрикой регенерации от известной английской компании Omega Foundry Machinery Ltd, и в 1 квартале 2011 года она, наконец, должна быть установлена. Вместе с ней вводятся в эксплуатацию две индукционные тигельные печи. На завершение модернизации литейки новым собственником выделено 16 млн руб.

    В цехе

       «Икар» обладает к тому же очень неплохой экспериментальной базой, в составе которой ряд уникальных стендов, в том числе «большое гидравлическое кольцо» для проведения полнорасходных испытаний на ресурс, стенд для испытаний на статическое давление до 3000 кгс/см2.
       Конечно, модернизация производства – проблема системная. Мало установить новое оборудование, нужно еще соответствующим образом оптимизировать структуру управления производством. Но данный процесс требует уже не столько денег, сколько компетенции и «управленческой воли». И если мы уверены, что они у нас есть, то факт наличия современного оборудования – серьезное нам подспорье. Реальный актив!
       Наконец, рынок. Допустим, произвести продукцию в плановых объемах завод сможет. А продать? За конкретный анализ перспектив сбыта не возьмусь – для этого требуется куда более глубокий маркетинг (4).
       Но давайте подойдем с другой стороны. Сравним значение годовой выручки из бизнес-плана на 2011 год с аналогичным показателем, скажем, 2003 года, когда у «Икара» еще не было ни собственника, ни нового оборудования. Итак, 8 лет назад выручка завода составила примерно 0,6 млрд руб (5), а в 2011 году планируется 1,6 млрд руб. Вроде бы по номиналу сумма почти втрое больше. Учтем, однако, что внутренний рынок ТПА тоже на месте не стоял, он кратно вырос в тучные годы. И даже в кризисном 2009 году, упав примерно на 20%, составлял порядка $2 млрд против (6) $0,6 млрд в 2003 году (7). Рискну дать прогноз, что в 2011 году, с учетом масштабных проектов в энергетике и нефтегазодобыче, емкость российского рынка арматуры составит порядка $3 млрд, то есть, за восемь лет рынок вырастет примерно впятеро. Там самым, «Икар» на самом-то деле претендует на почти вдвое меньшую долю рынка, чем та, что он занимал в 2003 году. И никакого особого «громадья» планов не наблюдается. (Курс доллара тогда находился примерно на том же уровне 30 руб.)
       Смотрим дальше. Плановая годовая выручка «Икара» на одного работника, исходя из установленной на 2011 г. численности 1500 чел., составит чуть более 1 млн руб., или примерно 25 тыс. евро. Что гораздо лучше, чем в 2003 г. (тогда было 240 тыс. руб. на одного работника при численности 2500 чел.), но почти на порядок хуже, чем у европейских производителей ТПА.
       Тут, правда, следует учесть, что «1500 чел.» мы должны рассматривать как численность персонала завода полного цикла, так как планы по отделению литейного производства «Икара» в самостоятельное предприятие «сданы в утиль»: литейку решено загрузить выше уровня ее безубыточности внутренними заказами, так как с цивилизованной кооперацией в России дела обстоят туго. Для сборочных производств в Европе нормальным считается показатель 150-200 тыс. евро на работника в год, для литейных – 80-100 тыс. То есть, условный «европейский уровень эффективности» по этому критерию для завода полного цикла составлял бы где-то 50-70 тыс. евро. Это в 2-3 раза выше, чем плановый показатель «Икара» на 2011 год. Как мы видим, и здесь цифры вполне реальные.
       На чем же «Икар» намерен занять свои 1,5-2,0% российского рынка ТПА? Представители нового собственника говорят примерно так: прежде всего, следует вернуть позиции на традиционных сегментах, а уж затем постепенно осваивать новые.
       Если крупными мазками, то «традиционные» для «Икара» рынки – это стальная арматура для ТЭК (грубо говоря, «на средние параметры»), и чугунная для ЖКХ, прежде всего больших диаметров, для водоканалов. Последний сегмент весьма перспективен, на нем огромный отложенный спрос.
       Что касается новых сегментов, то тут с определенной долей условности можно выделить два направления.

    Элемент формовочной линии Омега-1

       Первое – импортозамещение. Читаем в официальных документах «Икара»: «Для ОАО «АК «Транснефть» освоено производство задвижек DN 100, 150, 200 на давление PN 6,3 МПа с комбинированным (вантузным) присоединением, которые с успехом заменили задвижки из Франции. Для нефтедобывающих предприятий нами освоено производство задвижек DN 50, 80, 100, 150, 200, 250 на давление PN 10,0; 16,0; 25,0 МПа на замену применявшихся ранее задвижек из Японии… В настоящее время, в соответствии с «Перечнем импортной продукции, рекомендуемой ОАО «Газпром» для освоения отечественным производителям», ведется изготовление опытных образцов обратных клапанов осевого типа. Эти клапаны планируется поставлять на замену импортных, изготавливаемых в Голландии. Ведется изготовление опытных образцов задвижек клиновых DN 300, PN 16 и 25 МПа, которые в настоящее время в России не производятся».
       Второе – проникновение на новые для завода перспективные сегменты, которых можно, пожалуй, выделить три: фонтанная арматура, атомная арматура, энергетическая арматура высоких параметров (номенклатура ЧЗЭМ). Сегменты «жирные», с кондачка не въедешь…
       Впрочем, на атомный рынок «Икар» пробирается давно, ему нужно лишь добавить несколько небольших, но важных штрихов. С учетом быстрого роста объемов строительства АЭС, в т.ч. за рубежом, здесь текущая ситуация, пожалуй, благоприятна (8).
       Номенклатуру Чехова нынче осваивать модно. Да вот конкуренция на сегменте энергетической арматуры ТЭЦ намечается жесточайшая, в т.ч. с импортом. Тут ситуация куда более туманна.
       Что касается фонтанной арматуры, читаем у «Икара»: «В первом квартале 2011 года начинается проектирование шиберных задвижек, которые могут использоваться в качестве фонтанной арматуры. При конструировании будут использованы разработки профессора кафедры «Технология газонефтяного машиностроения» «РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина», доктора технических наук Карелина Игоря Николаевича. Данные разработки позволяют впервые в России в затвор шиберной задвижки установить керамическое уплотнение. Применение такого новшества существенно повышает срок службы задвижек. Налаживание производства шиберных задвижек открывает возможность освоения «Елок» для нефте­добывающих и газодобывающих скважин». Звучит любопытно. Но, думаю, с оценками стоит погодить. Вот сконструируют шибер с керамикой – тогда, как говорится, «будем посмотреть».
       В целом, давайте сформулируем вывод так: быстро растущий рынок арматуры, более чем наполовину сейчас занятый импортом, на фоне трудностей у ряда крупных производителей и при сохранении определенного протекционизма в адрес российских компаний дает хорошие возможности для игрока с известным брендом. Их просто нужно использовать.
       Понятно, что далеко не все участники рынка ТПА рады возвращению «Икара» в число активных игроков. Но это если смотреть с их личной скаредной точки зрения. Если же взглянуть с точки зрения интересов отрасли в целом, то сей факт следует признать весьма отрадным. Ибо здоровая конкуренция – это единственный мотиватор, способный в конце концов вывести российское арматуростроение на мировой уровень, заставляя производителей ТПА внедрять инновации, повышать эффективность производства и управления. А без конкуренции – даже стандарты НПАА не помогут.
       Да и потом, то, что «Икар» жив – это факт, который изложенное выше призвано удостоверить. И теперь уже неважно, кто как к этому факту относится, надо принять его как данность. Это у древнего Икара второго шанса не было: упал, утонул – всё, спасатели не поспели. (Да и какие, скажите на милость, в те дикие времена спасатели?) Но нынешняя реальность – не чета древнему мифу. И у курганского «Икара» второй шанс есть.
       А в трагической гибели древнегреческого паренька виноват на самом деле его отец Дедал, скрепивший сыну крылья легкоплавким воском. Нет, ну в самом деле, неуж­то опытный, мудрый человек не мог догадаться, что стремление ввысь – естественно, как воздух? Технический гений – вещь, несомненно, ценная и замечательная, но надо ж было просчитать последствия! И подобрать родному сыну для крыльев что-нибудь более прочное и жаростойкое. Согласно современным веяниям, вместо воска в таких случаях применяются следующие ингредиенты: грамотный стратегический менеджмент, прочная управленческая конструкция, агрессивный маркетинг, активная инновационная политика. И вот тогда можно смело рваться ввысь – к небу, к звездам, к солнцу.
      



    (1) – См. Арматуростроение № 6-2004, с.19.

    Назад

    (2) – См. Арматуростроение №5-2009, с. 68.

    Назад

    (3) – Подробнее об этой разновидности технологии литья в песчаные формы см. http://www.lux-spb.ru/AlpHaset.pdf.

    Назад

    (4) – Тем более, по заявлению Д.Г. Грака, на всю Россию есть всего три специалиста по маркетингу на рынке ТПА: двое названы по именам, ну и плюс, конечно же, сам автор заявления (прим. ред.).

    Назад

    (5) – См. «Арматуростроение» №5-2005 с. 39.

    Назад

    (6) – См. «Арматуростроение» №3-2010, с. 40; согласно данным НПАА, объем производства ТПА в 2009 г. составил около $1 млрд, при этом импорт превышал производство, а экспорт составлял порядка 20% от импорта. Путем несложных арифметических подсчетов получаем емкость рынка не менее $1,8 млрд.

    Назад

    (7) – См. «Арматуростроение» №3-2006, с. 33.

    Назад

    (8) – Статья написана до событий в Японии.

     
     
     
     






     
    Наш журнал | О нас | Наши партнеры | Для авторов | Для рекламодателей | Подписка | Выставки | Архив

    Издание зарегистрировано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
    Свидетельство ПИ № 77-15501 от 20 мая 2003 года. ISSN 2411-1155.
    Ответственность за достоверность информации, опубликованной в рекламных материалах, несёт рекламодатель.
    Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.
    © 2006–2017. Перепечатка публикаций допускается только с разрешения редакции. При использовании материалов ссылка на журнал обязательна.